В научной школе сформировано и развивается новое научное направление в земледельческой механике заключающееся в биосистемном подходе к созданию малоэнергоемких рабочих органов почвообрабатывающих машин по прототипу животных и насекомых – землероев (медведки, жука-носорога, крота, рыбы меч, рыбы скат-рогач и др.).
Бионический подход в агроинженерии – это искусство использовать достижения биологических наук в интересах дальнейшего развития сельскохозяйственной техники. Он осуществляется при совокупности исследований биологических, физико-математических и технических наук с использованием постулатов общей теории систем. В научной школе проводится постоянный поиск и сравнение интересных и полезных для почвообрабатывающей техники процессов, явлений, свойств и характеристик живых объектов с подобными объектами в неживой природе, детализированный анализ отысканных аналогий, аналитическое описание и определение границ их использования. Распознавание и использование замыслов живой природы дает возможность по-новому подойти к методам разработки и проектирования почвообрабатывающих машин. Накопленный фактический материал о строении и принципах действия биологических прототипов требует глубокого осмысления, бионического моделирования и дальнейшего аналитического описания с учетом функционального назначения.
Разрабатываемый научной школой при биосистемном подходе принцип многоконтактно-ударного воздействия на почву показывает высокую эффективность и перспективность дальнейшего его использования при совершенствовании почвообрабатывающих машин. Виброударные рабочие органы с прерывистыми упрочненными участками контакта обеспечат реализацию периодических фаз деформации и разрушения почвы, что способствует снижению энергетических затрат и повышению качественных показателей работы.
Творческий процесс в научной школе сопровождается подачей заявок и получением многочисленных патентов на изобретения и полезные модели, на основе решений живой природы, демонстрации их на Международных выставках и конкурсах. Перед научной школой стоят большие задачи по широкому внедрению в сельскохозяйственное производство и учебный процесс новых бионических разработок почвообрабатывающих машин.
В содружестве с природой рассматривается дальнейшее функционирование научной школы механико-бионических основ разработки почвообрабатывающих машин с использованием новых биологических объектов. В этом аспекте проникновенно звучат стихи Ф. Тютчева:
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык….
Осваивая язык живой природы, и накапливая знания о закономерностях эволюционного развития животного мира и оптимальности его строения, деятельность научной школы направлена на осуществление этих поэтических слов в технические решения для новой почвообрабатывающей техники.