Пятница, 22 ноябряНаучный портал

Монополизированный рынок: барьеры входа

MONOPOLIZED MARKET: ENTRY BARRIERS

МОНОПОЛИЗИРОВАННЫЙ РЫНОК: БАРЬЕРЫ ВХОДА

JOURNAL: CONSTRUCTION ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT  Volume № 1-2 (82-83) 2022 г.

Section 2. Theory and practice of management

Publication text (PDF): Download

UDK: УДК 330.101

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

1. Shamileva E.E., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

2. Kryshnya A.D., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

TYPE: Article

PAGES: from 89 to 93

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: market barriers, monopoly, monopolized market, types of monopolies.

ABSTRACT (ENGLISH): In this article, based on the analysis of scientific works of scientists-economists, the classification of the barriers of the monopolized market according to the main groups that influence the choice of organizational forms of functioning of monopoly firms is considered. The main types of natural monopolies have been identified, and the classification of barriers according to these main groups has been streamlined. The relationship between market barriers and types of monopoly is substantiated.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня функционирование предприятий в современной экономике во многом обуславливается типом рынка, на котором организация осуществляет свою хозяйственную деятельность. При этом, каждый тип рынка имеет свои особенности, которые влияют не только на эффективность работы предприятия, но и на возможность осуществления своей деятельности в той или иной отрасли за счет определенных барьеров. Исходя из этого, актуальность выбранной темы исследования состоит в необходимости изучения барьеров монополизированного рынка для определения принципов выбора организационных форм предприятиями, реализующими свою деятельность в качестве монополий на данном типе рынка.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Вопросом сущности монополизированного рынка и его барьеров ранее занимались такие исследователи, как Розанова Н.М., Заздравных А.В., Бойцова Е.Ю., Бекетов А.В., Иванченко Л.А. и другие. Как показал обзор научной литературы, авторы сходятся в мнении о том, что монополистический рынок характеризуется большим количеством разнообразных барьеров входа, которые, в частности, влияют на выбор фирмой выбора типа функционирования на данном рынке: в виде открытой, закрытой либо естественной монополии. В частности, Розанова Н.М. подчеркивает, что «уровень монополизации экономики едва ли не решающим образом зависит от наличия и высоты барьеров входа-выходы в отрасль» [10].

Существует также классификация групп барьеров, которые можно было бы соотнести с видом монополии. Так, Ергин С.М., предложил свою модель классификации барьеров рынка: «рыночный, стратегический и административный, у каждого из которых выявлены типы барьеров. Каждому типу рыночных барьеров соответствует определённый вид организационной структуры монополизированной фирмы. Рыночному типу барьеров соответствует доминирующая фирма, для барьеров стратегического типа присуща открытая монополия, а для административных барьеров вхождения в рынок характерна закрытая монополия» [1, 3, 12].

Вместе с этим, формируется интерес систематизации барьеров по подгруппам и оценки их влияния на организационную форму монополии, поскольку данные вопросы являются достаточно актуальными для исследования теории отраслевых рынков и функционирования монополистических рыночных структур.

Методами исследования в данной работе выступают: сравнение, анализ, синтез, классификация.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – определить барьеры входа в рынок для целей выбора организационных форм монополизированного рынка. К задачам данной работы относятся: рассмотреть сущность монополизированного рынка и монополий, определить барьеры, влияющие на выбор монополиями организационной формы их деятельности. Объектом исследования выступают барьеры монополистического рынка, предметом – механизм влияния действующих барьеров на выбор монополистом формы организации своей деятельности на рынке.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Монополизированный рынок (монополия) представляет собой такой тип рынка, на котором фирма занимает исключительное положение, выражающееся в том, что предприятие является фактически единственным поставщиком товаров или услуг большому количеству покупателей [10, c.42]. К характерным чертам монополии, как рыночной структуры, относят [11, c.9]:

  1. Число фирм-производителей сводится к одному.
  2. Наличие уникального типа продукта.
  3. Наличие у фирмы значительного контроля над ценой.
  4. Отсутствие возможности вступления новых фирм на рынок.
  5. Наличие трансакционных издержек.
  6. Присутствие неценовой конкуренции.

В научной литературе выделяют следующие основные виды монополий: закрытую, открытую, естественную [2, c.68]. Краткая характеристика видов монополий представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Виды естественных монополий

Вид монополии

Сущность

Закрытая

Характеризуется относительно полной защищенностью от конкуренции, например, юридическими ограничениями, патентной защитой и т.д.

Открытая

Фирма-монополист является единственным производителем, продавцом определенного товара или услуги, однако такая организация не защищена от конкуренции.

Естественная

Отрасль, в которой фирма-монополист производит незаменимый товар и услугу (например, обеспечение населения электричеством, отоплением и т.д.)

Как и любой другой тип рынка, монополистический рынок характеризуется наличием определенных барьеров входа и выхода с рынка, которые могут во многом определять выбор монополиста в пользу осуществления своей деятельности в той или иной организационной форме. Иванченко Л.А. дает следующее определение понятию «барьеры»: «…это факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие вступлению новых фирм на данный товарный рынок и их конкуренции на равных с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами» [6, c.132].

Существуют три основные группы барьеров, в зависимости от которых выделяют вышеперечисленные виды монополий. Так, группа административных барьеров предопределяет для монополиста организацию своей деятельности в форме закрытой монополии; группа экономических – в форме открытой монополии и, наконец, группа естественных барьеров – в форме естественной монополии, соответственно [9, c.32].

Ввиду этого, целесообразно рассмотреть классификацию барьеров по данным основным группам:

  1. К административной группе барьеров относят всевозможные нормативно-правовые акты, которые становятся основой для функционирования закрытых монополий [7, c.98]. Данная группа барьеров становится причиной монополизации тех видов деятельности, которые могут приносить достаточно большие и относительно стабильные доходы бюджету государства. Среди таких барьеров можно выделить:
  • наличие у монополиста патента на выпуск определенной продукции либо применении особой технологии в процессе производства;
  • лицензирование, установление квот и высоких импортных пошлин государством на товары; создание директивных запретов на занятие некоторыми видами деятельности [4, c.105];
  • предоставление отдельных льгот некоторым хозяйствующим субъектам;
  • наличие условий конкурсного отбора поставщиков товаров или услуг для удовлетворения спроса со стороны государства или муниципальных образований;
  • общегосударственные экологические ограничения;
  • стандарты и нормативы качества производимых товаров и оказываемых услуг;
  • наличие требований на государственном уровне в удовлетворении определенного спроса, поддержании мобилизационных мощностей, сохранении рабочих мест и инфраструктуры [5, c.85].

Такие барьеры, как было сказано ранее, определяют возникновение закрытых монополий, защищенных от конкуренции нормативно-правовыми актами, патентами и лицензиями.

  1. Экономические барьеры еще определяют, как стратегические, то есть такие элементы стратегии фирмы, при которых она становится монопольной ввиду новизны производимого товара или услуги. В этом случае организация-монополия не имеет юридической защиты от конкуренции и часто характеризуется малым периодом существования. К барьерам, влияющим на возникновение таких открытых монополий относят:
  • установление таких цен на продукцию, которые ограничивают вход для потенциальных конкурентов;
  • дополнительные инвестиции в оборудование, рекламу, НИОКР;
  • дифференциация продукции;
  • заключение договоров с поставщиками и потребителями на долгосрочную перспективу;
  • репутация фирмы, как «жесткого» конкурента позволяет действующим предприятиям осуществлять рыночную власть [3];
  • контроль ресурсной базы [5, c.87]

Нередко использование таких барьеров в качестве преимущества обеспечивают фирме монопольное положение на рынке до того времени, пока не появится продукция или услуга, полностью или частично заменяющие товар действующего монополиста.

  1. Группа естественных барьеров характеризуется такими ограничениями, в следствие которых возникает значительная экономия от масштаба производства по сравнению с размером рынка [8, c.192]. В данном случае возникновение монополий происходит ввиду объективных причин. К этой группе барьеров, в частности, относят [5, c.85-86]:
  • отсутствие или ограниченный доступ к значительным финансовым ресурсам, высокие издержки функционирования и привлечения финансов у потенциальных субъектов хозяйствования определенного рынка по сравнению с действующими;
  • необходимость значительных капитальных вложений с длительными сроками окупаемости;
  • высокие издержки доступа к важным ресурсам, факторам производства;
  • наличие у действующих фирм-монополий преимуществ перед потенциальными производителями и продавцами по затратам на единицу продукции, спросу на товар или услугу, долгосрочных договоров с покупателями;
  • транспортные ограничения и высокие транспортные расходы;
  • горизонтальное и вертикальное взаимодействие компаний, создание формальных, а также неформальный объединений, сделки слияний и поглощений.

Обоснование влияния групп барьеров на виды монополий представлено в таблице 2.

Таблица 2

Обоснование взаимосвязи барьеров рынка и вида монополии

Группа барьеров

Вид монополии

Обоснование

Административные барьеры

Закрытая монополия

Поскольку барьеры данной группы имеют под собой законодательную основу, а именно по большей части представлены в виде нормативно-правовых актов, лицензировании, выдачи патентов на государственном уровне, они обеспечивают юридическую защиту от конкуренции, поскольку вход потенциальных участников рынка оказывается сдержан рядом ограничений со стороны правительства, преодолеть которые практически невозможно. Таким образом, предоставляя специальные льготы и лицензии отдельным организациям, государство также получает возможность контролировать данные хозяйствующие субъекты. Так, в частности, государственные структуры могут иметь монопольную власть на почтовые сообщения по стране. Другим примером являются выдачи правительством или муниципальным образованием лицензий на предоставление коммунальных услуг в городе.

Продолжение таблицы 2.

Группа барьеров

Вид монополии

Обоснование

Экономические (стратегические) барьеры

Открытая монополия

В данном случае возникновение монополии обуславливается наличием эффективной, уникальной стратегии на предприятии, позволяющей фирме занимать на рынке такое исключительное положение, при котором вход конкурентов возможен, но значительно ограничен их недостаточным уровнем ресурсов для развития, устаревшими технологиями, продукцией и т.д. Ярким примером функционирования такого вида монополии является компания Lego Group, которая занимается непосредственно выпуском конструктора LEGO. Конечно, данная фирма имеет конкурентов, но репутация Lego Group, их рекламные кампании, технология производства обеспечивают производителю эксклюзивное положение на рынке.

Естественные барьеры

Естественная монополия

Вышеприведенные барьеры данной группы обеспечивают возникновение такого вида монополии за счет того, что существование большого количества продавцов или производителей на рынке нецелесообразно. Так, при обслуживании линий метро и осуществлений пассажирских перевозок по ним эффективнее осуществлять одной компании, чем нескольким. Вместе с этим, также, фирмы, которые имеют вертикальную или горизонтальную интеграцию, имеют значительный эффект от масштаба, а их товар характеризуется широкой дифференциацией значительно сдерживают возникновение, рост и развитие потенциальных конкурентов, так как потенциальным участникам данного рынка потребуются, опять же, существенные затраты для обеспечения рентабельности своего функционирования.

ВЫВОДЫ

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующие основные выводы: существующая зависимость между барьерами монополизированного рынка и целей выбора организационной формы хозяйствования фирм-монополий во многом предопределяется особенностями влияния барьеров на потребителей продукции и услуг, рыночную власть уже функционирующих предприятий, а также организацию потенциальными конкурентами своей деятельности. Административной группе барьеров соответствует возникновение монополий закрытого типа, экономической – открытого типа; естественной – естественного типа.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Дальнейшее развитие экономики и экономической науки будет способствовать совершенствованию теорий отраслевых рынков, что даст возможность, в том числе, исследовать не только уже существующие, но и вновь создающиеся барьеры на монополизированных рынках.

Следует считать, что монополии будут существовать еще долго время, в том или ином виде. Ввиду этого необходимо исследовать данный тип рынка, в частности, барьеры входа и выхода. Важно также разрабатывать новые и совершенствовать уже действующие меры по регулированию и регламентации деятельности монополий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антимонопольная политика и развитие конкуренции в экономике региона : монография [Текст] / Э. Э. Шамилева, А. А. Ефремова, И. В. Артюхова [и др.] ; Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. – Симферополь : Полипринт, 2020. – 184 с.
  2. Бекетов, А. В. Микроэкономика : учебное пособие [Текст] / А. В. Бекетов. — Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2020. — 87 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/202016 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Ергин, С. М. Идентификация барьеров входа в рынок для целей выбора организационных форм монополизированного рынка [Текст] / С. М. Ергин // Экономика строительства и природопользования. – 2016. – № 1. – С. 73-80.
  4. Есипов, А. В. Экономика : учебное пособие [Текст] / А. В. Есипов, С. Е. Катаев, А.Б. Хвостов. — СПб : БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2021. — 194 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/220166 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  5. Заздравных, А. В.  Экономика отраслевых рынков : учебник и практикум для вузов [Текст] / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 359 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487967 (дата обращения: 23.05.2022).
  6. Иванченко, Л. А. Экономика : учебное пособие [Текст] / Л. А. Иванченко. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2017. — 276 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147511 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  7. Микроэкономика : учебное пособие / составители А. В. Глотко [и др.]. — Новосибирск : НГАУ, 2019. — 156 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172301 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  8. Петров, С. П. Микроэкономика : учебник [Текст] / С. П. Петров. — Новосибирск : НГТУ, 2019. — 416 с.— Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152355 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  9. Петров, С. П. Основы экономических знаний : учебное пособие [Текст] / С. П. Петров. — Новосибирск : НГТУ, 2019. — 172 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152344 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  10. Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 345 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490509 (дата обращения: 23.05.2022).
  11. Торговое дело: экономические и финансовые аспекты : учебное пособие / Т. М. Гриднева, Ю. Н. Локтионова, Н. Б. Починок, О. Н. Янина. — Москва : РГСУ, 2018. — 342 с. — ISBN 978-5-7139-1374-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158525 (дата обращения: 23.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  12. Швец , И.Ю. Пространственно-временные закономерности агломерационного развития [Текст]/ И.Ю. Швец //Экономика строительства и природопользования – 2020. – №4 (77). – С.112–121.