Суббота, 27 апреляНаучный портал

О цифровых трансформациях на предприятиях

ABOUT DIGITAL TRANSFORMATIONS ON ENTERPRISES

О ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЯХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

JOURNAL: CONSTRUCTION ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT  Volume №1-2 (82-83), 2022

Section 2. Theory and practice of management

Publication text (PDF): Download

UDK: 338.12.017

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

1. Stacenko E.V., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

TYPE: Article

PAGES: from 62 to 69

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: digitalization, digital transformation, digital economy, digital platform, digital product, digital business process, digital business model, factors of production

ABSTRACT (ENGLISH): The paper examines theoretical approaches to the functioning of the digital economy and defines the role of enterprises in this process. The characteristics of the process of digital transformations at the enterprise are presented, the connection between the processes of digitalization and digital transformation is established, and the definition of the category «digital economy» is clarified. A retrospective analysis was carried out and the connection of name the economic system with the form of management, the type of economic activity prevailing in the economy, the needs of society and the dominant factor of production was revealed. The processes of digital transformations at enterprises as primary elements the economic system are identified and characterized.

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование предприятий в условиях цифровой экономики обуславливает трансформацию субъектов хозяйствования, что проявляется в использовании систем безналичных расчетов, коммуникационных сервисов, электронной логистики и документооборота, зарождении и стремительном развитии маркетплейсов, цифровых торговых платформ, криптовалют и пр. Цифровые трансформации на предприятии существенно повлияли на используемые в предпринимательской деятельности факторы производства и экономические ресурсы. Так, подбор персонала на предприятии осуществляется с использованием электронных рекрутинговых баз данных. Управление персоналом возможно осуществлять дистанционно, с использованием коммуникационных сервисов и социальных сетей. Цифровые технологии позволяют автоматизировать и повысить эффективность использования основных средств предприятий. А цифровизация процессов использования оборотных средств, выражающаяся в развивающихся логистических системах поставщиков, электронных платежах и др., позволяет существенно сократить как размер вовлекаемых в производство оборотных средств, так и продолжительность операционного цикла.

Цифровые трансформации в экономике изменили роль и направления деятельности предпринимателей, поскольку оцифрованы процессы подбора и взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов и основных фондов, процессы взаимодействия с персоналом, государственными институтами, потребителями продукции. В связи с этим актуализируются вопросы цифровизации предпринимательской деятельности и функционирования предприятия в цифровой среде, что обуславливает необходимость характеристики процессов цифровизации на предприятии и их систематизации.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Информационной базой исследования является законодательство Российской Федерации, а также исследования ученых, посвященные изучению процессов функционирования предприятий в цифровой экономике С.В.Иваницы, Е.О.Безжона [7], Т.А.Федоровой [8], Л.И.Сергеева, А.Л.Юдановой [2], А.Н.Козырева [5] и др.

В процессе исследования были использованы методы синтеза, анализа, сравнения, системного подхода и др.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является характеристика процесса цифровых трансформаций на предприятии. Для достижения цели в работе поставлены и решены задачи:

— определена сущность процессов цифровизации и трансформации, а также уточнено определение категории «цифровая экономика», в котором, в отличие от существующих подходов, выделена доминирующая роль фактора производства «информация» в общественно-экономической системе;

— выстроена иерархия факторов производства в цифровой экономике, а также определена эволюция развития факторов производства во взаимосвязи с приоритетами экономических систем;

— выявлены и охарактеризованы процессы цифровых трансформаций на предприятиях, как первичных элементах экономической системы.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Актуальность и масштабы внедрения и использования процесса цифровизации привели к широкому разнообразию толкования учеными и предпринимателями этой категории. При этом процессы цифровизации проявляются в разных формах в зависимости от уровня управления экономикой. Так, на макроуровне процессы цифровизации проявляются в создании и развитии цифровых технологий и платформ, цифровизации отраслей экономики и пр. На микроуровне цифровизация проявляется в развитии факторов производства и возможностей их оптимального использования. Отметим, что предметом исследования является процесс цифровизации на уровне предприятия.

Сергеев Л.И. и Юданова П.Л. под цифровизацией предприятия понимают такую его трансформацию, при которой ведущую роль в производственном процессе «играют комплементарные активы компьютерного капитала» [2]. Цифровизацию в научной литературе также характеризуют как внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни человека для повышения её качества и развития экономики. Поскольку многие ученые цифровизацию предприятия характеризуют через его трансформацию, следует детально изучить сущность этого процесса.

Характеризуя сущность процесса трансформации, отметим, что он всегда приводит к изменению вида или формы какого-либо процесса, предмета или явления путем преобразований, превращений, видоизменений. Поэтому трансформация является результатом сравнения первоначального состояния процесса, предмета или явления с новым состоянием. Основываясь на существующих определениях процесса цифровизации и сущности процесса трансформации, установлено, что понятия цифровизация и цифровая трансформация имеют одинаковое содержание, то есть являются синонимами.

Применительно к предпринимательским структурам, процессы цифровых трансформаций приводят к изменениям процессов организации и осуществления предпринимательской деятельности. В частности, трансформируются процессы управления предприятием (бумажный и электронный докуметнооборот, бухгалтерия; наличная и безналичная (эквайринг) форма расчетов и т.д.), процессы взаимодействия предприятия с внешней средой (личная и электронная подача документов в налоговую инспекцию, кадастровые службы; командировка к поставщикам и взаимодействие с поставщиками и потребителями продукции через сайты, маркетплейсы, CRM-системы взаимоотношений с клиентами и планирования ресурсов, использование системы безналичных платежей; личное посещение организации и электронное взаимодействие через сайты, социальные сети и т.д.). Отметим, что в результате трансформации сущность и целевое назначение процессов, протекающих в предпринимательских структурах, существенным образом не изменяется, тогда как меняется вид или форма реализации этих процессов. При этом целью цифровой трансформации в предпринимательских структурах является обеспечение их конкурентоспособности и роста стоимости собственного капитала.

Общеизвестно, что под категорией «экономика» следует понимать область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей. Известнейшими теоретиками экономической мысли установлено, что именно потребности определяют уровень развития общественных систем. При этом доминирование использования фактора производства в экономике определяет направленность ее развития. Так, в аграрной экономике преобладающим фактором производства является земля, в социалистической экономике – труд, в индустриальной и капиталистической – капитал и, соответственно, в цифровой экономике преобладает фактор производства «информация».

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению категории «цифровая экономика», различающиеся сферой применения (научная и практико-ориентированная), масштабами (цифровая экономика и цифровой сектор экономики), пространственными границами (материально-вещественное и электронное пространство), элементами цифровых организаций (цифровые продукты, бизнес-модели, цепочки создания ценности, платформы, бизнес-процессы) [2, 4]. Вместе с этим, в 2017 году на государственном уровне был принят указ президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [3], в котором цифровая экономика регламентируется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [3].

С целью выявления сущности и причин возникновения цифровой экономики был проведен ретроспективный анализ данной категории и выявлена связь наименования экономической системы с формой хозяйствования, преобладающим в экономике видом хозяйственной деятельности, потребностями общества и доминирующим фактором производства (табл. 1).

Таблица 1.

Стадии развития общественно-экономических отношений

№ п/п

Название экономической системы

Форма хозяйствования

Приоритетный вид хозяйственной деятельности

Преобладаю-щие потребности

Иерархия факторов производства

1

Примитивная экономика собирателей и охотников

Обеспечение жизнедеятель-ности

— собирательство

— охота

Физиологичес-кое потребности

Земля

Труд

2.

Аграрная экономика

Натуральное хозяйство

— земледелие

— рыболовство

— добыча полезных ископаемых

Физиологичес-кое потребности

Труд

Земля

Капитал (зарождение)

3

Индустриальная экономика

Промышленное производство (обеспечение благополучия в быту)

— производство средств производства и предметов потребления

Потребности в безопасности

Труд

Земля

Капитал

Предпринима-тельские способности

4

Капиталистическая экономика

Капиталистичес-кое производство (прирост стоимости собственного капитала)

— инновационная деятельность во всех сферах производства, автоматизация бизнес-процессов

Социальные потребности

Капитал

Труд

Земля

Предпринима-тельские способности

5

Рыночная экономика

Рыночное хозяйство (Деньги — Товар — Деньги`)

— индивидуализация процессов производства и потребления продукции

Социальные потребности

Предпринима-тельские способности

Капитал

Земля

Труд

Информация

6

Цифровая экономика

Массовое информационное взаимодействие и хозяйствование

— автоматизация бизнес-процессов;

-цифровизация институциональной и внутренней среды предприятий

Потребности в уважении и признании

Информация

Предпринима-тельские способности

Капитал

Земля

Труд

Установлено, что развитие факторов производства и преобладание одного фактора производства над остальными приводили к изменению приоритетного вида деятельности в экономике и формы хозяйствования, что и обуславливало переход от одной экономической системы к другой. Так, в примитивной экономике собирателей и охотников цель хозяйствования сводилась к обеспечению процессов жизнедеятельности, то есть удовлетворению физиологических (первичных) потребностей. На этом этапе развития обществу были доступны лишь два фактора производства – земля и труд, при преобладающей роли именно земельного фактора производства (общины людей стремились найти и заселить наиболее благоприятные с точки зрения наличия ресурсов и климата земли).

Зарождение фактора производства «капитал» сопровождается выделением части населения, владеющей на правах собственности земельными угодьями и использующими их для личностного обогащения. При этом приоритетным видом экономической деятельности является земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых, то есть общество ведет натуральное хозяйство с целью удовлетворения преимущественно физиологических потребностей – аграрная экономическая система.

Индустриальная экономическая система обусловлена зарождением предпринимательских способностей, как фактора производства, и характеризуется тем, что у собственники промышленных предприятий накапливают капитал, который становится приоритетным фактором производства. Это происходит наряду с преобладанием в обществе потребностей в безопасности, стремительном развитии науки и промышленного производства и преобладанием в хозяйственной деятельности производства средств производства и предметов потребления.

Капиталистическая экономическая система ориентирована на прирост стоимости собственного капитала компаний, поскольку у собственников капитала возникает необходимость приумножения накопленного на предыдущих этапах развития экономики капитала. Для достижения этой цели требуется обладать или развивать предпринимательские способности, которые имеют все большее значение в экономике, поскольку позволяют добиваться конкурентных преимуществ. Результатом развития предпринимательских способностей является возникновение и развитие инновационной деятельности во всех сферах производства, автоматизация бизнес-процессов. При этом приоритетные потребности общества переходят на качественно новый уровень – уровень удовлетворения социальных потребностей.

Развитие конкуренции между производителями, расширение возможностей по организации собственного бизнеса в связи с высокой доступностью средств производства обусловили индивидуализацию процессов производства и реализации продукции. В условиях рыночной экономики происходит перенасыщение многих рынков товарами, производители продукции сталкиваются со сложностями сбыта продукции. Сбор и анализ информации о потребителях, создание информационных баз данных о клиентах компаний позволяют добиваться конкурентных преимуществ и стремительнее наращивать собственный капитал. Именно это обусловило зарождение и развитие информации, как фактора производства.

Приоритетная роль информации над другими факторами производства позволяет констатировать переход от рыночной к цифровой экономике, которая характеризуется автоматизацией бизнес-процессов; цифровизацией институциональной и внутренней среды предприятий. Процессы взаимодействия потребителей и производителей продукции опосредуются цифровыми платформами, осуществляется массовое информационное взаимодействие и хозяйствование. В обществе все большее значение приобретают потребности в уважении и признании. В условиях большого количества информации целью производителя является завладение вниманием потребителей.

Таким образом, установлено, что доминирование использования фактора производства в экономике определяет направленность ее развития. Экономика состоит из производственных процессов, которые организуются внутри предприятий. При организации производственного процесса учитываются потребности (для кого организован процесс) и вовлекаются факторы производства. Поэтому стадия развития общественно-экономических отношений определяется способом реализации производственных процессов (формой хозяйствования). Следовательно, трансформация в экономике – это изменение способа реализации производственного процесса (формы хозяйствования).

Учитывая и обобщая мнения научного сообщества об экономике, цифровой экономике, цифровых трансформациях в исследовании под цифровой экономикой понимается область человеческой деятельности, направленная на использование ограниченного количества ресурсов с целью производства полезных продуктов и распределения их среди различных групп потребителей при доминировании информационного фактора производства.

Понимая значимость развития информационного фактора производства для обеспечения экономического роста, правительства многих стран инициируют и всесторонне поддерживают цифровые трансформационные процессы в экономике. В частности, в Российской Федерации функционирует автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», задачами которой является цифровая трансформация отраслей и предприятий, формирование кадров для цифровой экономики, содействие формированию безопасной цифровой инфраструктуры и др. Правовое регулирование цифровой экономики осуществляется в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и федеральным проектом «Нормативное регулирование цифровой среды». Приоритет информационной направленности развития экономики закреплен на законодательном уровне в указе президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [3], в котором сформулированы понятия информационного общества и пространства. Так, информационным является общество, в котором «информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» [3]. Информационное общество осуществляет процессы жизнедеятельности в информационном пространстве. «Информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной среды, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры» [3].

Все это формирует цифровую институциональную среду для внедрения цифровых трансформаций на предприятиях. Детальное изучение и анализ цифровых преобразований на предприятиях позволили автору выделить основные направления цифровых трансформационных процессов – цифровизация институциональной среды функционирования предприятий (внешняя) и внутренние цифровые трансформации предприятия.

Цифровизация институциональной среды функционирования предприятий (внешняя) представлена новыми возможностями использования предприятиями дистанционной электронной формы взаимодействия с налоговой службой через личный кабинет налогоплательщика, с государственными институтами (через портал госуслуг), с поставщиками энергоресурсов, коммунальными службами (через сайты, цифровые платформы), с поставщиками материальных запасов, производителями ОПФ (через сайты, маркетплейсы, цифровые платформы и др.).

Итогом развития цифровой институциональной среды предприятий является экономия времени на все виды взаимодействия, нивелирование расстояний при заключении сделок и сбыте продукции, дифференциация поставщиков материальных запасов, сокращение бумажного документооборота, а также сокращение рабочих мест или изменение квалификационных требований к персоналу и др. Перспективные направления развития цифровой институциональной среды определены в перечисленных выше законодательных актах и состоят в создании масштабных цифровых платформ для основных отраслей экономики РФ.

Поскольку цифровая институциональная среда создает импульс для активизации процессов цифровизации на предприятиях, ее развитие требует наибольшего государственного участия с позиции материальной и информационной поддержки. Вместе с этим, цифровые трансформации на предприятиях нацелены на сокращение времени бизнес-процессов и повышение уровня их эффективности, что часто сопровождается сокращением количества рабочих мест. Поэтому государственная поддержка развития цифровой институциональной среды должна осуществляться в неразрывной связи с действиями по обеспечению высокого уровня занятости населения путем государственного заказа на подготовку IT-специалистов в ВУЗах, обеспечения переквалификации специалистов, создания благоприятных условий для профессиональной деятельности IT-специалистов (например, пониженные ставки НДФЛ, льготное ипотечное кредитование и др.).

Внутренние цифровые трансформации предприятия затрагивают все его структурные элементы и состоят в создании предприятиями цифровых бизнес-моделей, цифровых платформ, цифровых продуктов и услуг, цифровых логистических цепочек и цифровых бизнес-процессов.

Основу цифровых трансформаций предприятий и организаций составляет цифровая бизнес-модель, под которой следует понимать цифровую интеграцию взаимосвязанных между собой бизнес-процессов, осуществление которых позволяет формировать потребительскую ценность. Сергеев Л.И., Юданова А.Л. отмечают, что цифровые бизнес-модели основаны на глубокой цифровизации «всех внутренних цепочек создания ценности предприятия (проектирование, производство, логистика, техническая поддержка и сопровождение продуктов) и выстраивании партнерских взаимоотношений между бизнесом и его контрагентами» [2, с.197].

С точки зрения учета активов предприятия, цифровая бизнес-модель является нематериальным активом, на основе которого создается, распространяется и реализуется ценностное предложение. При этом предприятия не реализуют на рынке сами бизнес-модели, а используют их как технологический базис. В практической деятельности предприятия цифровые бизнес-модели принимают форму цифровых платформ, продуктов, услуг и др. В качестве примера цифровой бизнес-модели укажем технологическую цифровую платформу Microsoft Azure, бизнес-модели электронной коммерции, такие как Ozone и др.

В процессе анализа современной научной литературы к определению цифровой платформы были изучены работы С.В. Иваницы , Е.О. Безжона [7], Федоровой Т.А. [8], Сергеева Л.И., Юдановой А.Л. [2] и других ученых [9] и установлено, что цифровая платформа – это система, объединяющая в единой информационной среде производителей и потребителей продукции и обеспечивающая их взаимодействие (рис.1). Рассматривая цифровые платформы как элемент рынка, отметим, что по своему экономическому содержанию, они представляют сегмент рынка, функционирующий в цифровой или частично цифровой форме.

Рис. 1. Принципиальная схема функционирования цифровых платформ

Результатом функционирования цифровых платформ является создание дополнительной ценности на рынке, которая состоит в:

— высокой скорости взаимодействия между участниками рынка;

— предоставлении доступа потребителям к широкому ассортименту продуктов и информации о них, который достигается в результате объединения на цифровой платформе информации о большом количестве производителей продукции;

— экономии времени потребителей (время поиска, время в транспорте);

— расширении возможностей сбыта продукции для производителей за счет нивелирования расстояния до потребителя;

— логистическом эффекте, возникающем в результате координации бизнес-процессов различных предприятий и позволяющем существенно сокращать транспортные расходы предприятий.

Цифровые платформы необходимы для реализации цифровых продуктов и услуг. Под цифровым продуктом (услугой) следует понимать имеющий цифровую форму результат деятельности, имеющий потребительскую ценность. Примерами цифровых продуктов являются компьютерные игры и игры для телефонов, программное обеспечение, кинофильмы, онлайн-олимпиады для студентов и школьников. Электронные услуги предоставляются при переводе денег с использованием технологии блокчейн, в приложениях для вызова такси, при обращении к порталу государственных услуг и др. На предприятиях основой для создания цифрового продукта являются нематериальные активы – бизнес-модели.

Козырев А.Н. выделяет три вида цифровых продуктов, учитывая особенности их потребления: «продукты, изначально разрабатываемые в цифровом формате и не имеющие материального прообраза; цифровые копии обычных продуктов, сохраняющие функциональные качества своих прообразов; цифровые образы обычных продуктов, не заменяющие свои прообразы в потреблении, но позволяющие более эффективно ими управлять» [5]. 

Поскольку цифровизация затрагивает не только процессы взаимодействия между потребителями и производителями цифровых продуктов и услуг, а и процессы, протекающие внутри предприятий, рассмотрим сущность и виды цифровых бизнес-процессов предприятий. Так, цифровой бизнес-процесс — это устойчивая, автоматизированная совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание цифрового продукта или услуги. На предприятиях цифровые трансформации изменяют процессы управления производством, документооборота, бухгалтерии, движения финансовых и информационных потоков, подбора персонала, управления запасами и сбытом продукции.

ВЫВОДЫ

Основным эффектом цифровых трансформаций на предприятиях и в обществе является экономия времени, которое является главной ценностью как отдельно индивида, так и предприятия, и общества в целом. Приобретая автомобиль, человек экономит время в пути; бытовые приборы нацелены на экономию времени для ведения домашнего хозяйства; ЭВМ позволяет сокращать время осуществления вычислительных операций, чертежей; автоматизация производства создает возможности для экономии времени на изготовление продукции; маркетплейсы позволяют сокращать время покупки. С точки зрения предпринимательской структуры экономия времени позволяет быстрее совершать операционный цикл, оперировать большими объемами информации при управлении бизнесом, быстрее возвращать инвестированные в формирование ОПФ предприятия средства и большее количество раз получать прибыль. Значимым для дальнейшего развития общества является вопрос – зачем высвобождать (ускорять) время? Ответ кроется в потребностях: чем быстрее достигнуты потребности первого порядка, тем больше времени остается на удовлетворение потребностей более высокого порядка. На этом этапе цифровизации экономики важно установить приоритетную цель цифровизации — развитие общества в соответствии с законом возвышения потребностей при обеспечении сбалансированности окружающей природной среды.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Предприятия, функционируя в цифровой среде используют цифровые технологии в своей деятельности с целью повышения уровня конкурентоспособности, роста стоимости собственного капитала. Однако эффект от цифровых трансформаций проявляется не столько в цифровизации структурных элементов и процессов предприятий, сколько в создании цифровой институциональной среды, в которую интегрированы субъекты хозяйствования, потребители продукции, разработчики цифровых технологий. Поэтому дальнейшие исследования процессов цифровизации предприятий должны быть направлены на разработку интегрированных региональных цифровых бизнес-моделей и цифровых платформ, позволяющих экономить ресурсы и время на осуществление экономических процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 417 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07473-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]

2. Сергеев, Л. И.  Цифровая экономика : учебник для вузов / Л. И. Сергеев, А. Л. Юданова ; под редакцией Л. И. Сергеева. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13619-7.

3. О Стратегии развития информационного общества в Российской̆ Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 / [Электронный̆ ресурс] — Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf

4. Турко, Л.В. Сущность феномена цифровой экономики, анализ определений понятия «цифровая экономика» [Текст]/ Л.В.Турко // Российский экономический интернет-журнал.- 2019.- № 2.- С. 88 / [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=42320588

5. Козырев, А.Н. Цифровые продукты и цифровая трансформация бизнеса [Текст]/ А.Н.Козырев // [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medium.com/cemi-ras/цифровые-продукты-и-цифровая-трансформация-бизнеса-b67c585e4875

6. Альстин М., Сетевой эффект как новый двигатель экономики. Сборник статей как развивать бизнес в эпоху изменений [Текст] / Альстин М., Паркер Дж., Сангит П. Ч. // Harvard Business Review Россия.- 2017.- №2 — С. 27‒31.

7. Иваница С.В. Бизнес-модель, основанная на цифровой платформе, и ее роль в цифровой трансформации [Текст]/ С.В.Иваница, Е.О. Безжон // Современная мировая экономика: вызовы и реальность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Посвящается 100-летию ДОННТУ — Донецк, 2021. — С. 70-75.

8. Федорова, Т.А. Цифровые бизнес-модели: цифровые платформы, разновидности и функции [Текст]/ Т.А., Федорова // Znanstvena Misel. -2019.- № 8-2 (33). -С. 28-33.

9. Гайсарова А.А. Особенности процесса управления информационными потоками на предприятии в современных условиях [Текст] / А.А.Гайсарова, Н.М. Ветрова //Экономика строительства и природопользования – 2019. – №1 (70). – С.49–54.